Память об охоте Гвина в повести «Килох и Олвен»

Память об охоте Гвина в повести «Килох и Олвен»
Автор: Лорна Смитерс (с)
Перевод: Анна Блейз
(с)

I. Поиски следов

Введение: Охота на Турха Труйта и невыполнимые задания 

«Турх Труйт» (generated by MidJourney + Anna Blaze)
«Турх Труйт» (generated by MidJourney + Anna Blaze)

В основной нарратив повести «Килох и Олвен» (1325) вложен рассказ об охоте на Турха Труйта, «Короля вепрей». Чтобы завоевать руку Олвен, Килох должен исполнить сорок невыполнимых заданий. Их дает ему отец Олвен — Исбаддаден Бенкаур, «Боярышниковый великан». Цель охоты на Турха — забрать спрятанные у него между ушей гребень, ножницы и бритву, чтобы расчесать, состричь и сбрить в день свадебного пира густую бороду Исбаддадена, жесткую и колючую, как терновый куст.

Турх Труйт — не просто огромный, серебристый, щетинистый и косматый старый вепрь: он сын человека, вождя по имени Таред Вледиг. Утверждается, что Бог превратил его в кабана за грехи. Но под этой христианской лакировкой скрываются более глубокие анимистические корни его личности и значения: Турх Труйт — одно из древних британских животных-предков.

В ирландских и скандинавских мифах фигурируют волшебные вепри, которых убивают на охоте и съедают, а на следующий день они возрождаются целыми и невредимыми. Не исключено, что истоки этого образа восходят к родоплеменному культу животных-родителей — отца и матери, которые производят потомство до тех пор, пока с ними обращаются почтительно. Схожие верования могли существовать и в Британии. Стоит отметить, в частности, что Турх — отец семерых поросят.

Перечень невыполнимых заданий включает в себя имена охотников, собак и лошадей, необходимых для охоты на Турха Труйта. Среди них обнаруживаются другие мифологические и нуминозные фигуры — например, дохристианские охотничьи боги Гвин ап Нудд и Мабон маб Модрон, — а также многие легендарные охотники и псы. Килох не ищет их самостоятельно: он обращается за помощью к королю Артуру, а тот собирает всех и сам возглавляет охоту на Турха Труйта.

Гвин как предводитель охоты

Как мне представляется, за охотой Артура на Турха Труйта стоит более древний и архаичный прообраз — охота Гвина ап Нудда, «Белого (или Благословенного) сына Тумана». В Черной книге из Кармартена (1250) Гвин предстает как божественный воин и охотник верхом на белом жеребце Карнгроне и в сопровождении Дормаха, белого пса с красным носом. Там же раскрывается его функция собирателя душ.

В более позднем валлийском фольклоре Гвин ассоциируется с Кон Аннон — «Гончими Иного мира» — и изображается как охотник на души грешников. Многие современные язычники рассматривают Гвина как бриттскую вариацию общеевропейского божества — предводителя Дикой Охоты. Устойчивость преданий о Гвине свидетельствует о том, какое важное и прочное место занимали в сознании британцев его функции бога-охотника и психопомпа.

«Килох и Олвен» — единственный источник, в котором обнаруживаются связи Гвина с охотой на Турха Труйта. Однако параллели можно отыскать в ирландской и скандинавской мифологии. Ирландский эквивалент Гвина, Финн («Прекрасный» или «Белый») возглавляет охоту на исполинского и смертоносного вепря из Формайла. В чертогах Одина, скандинавского божественного воина, охотника и психопомпа, павшие герои пируют мясом чудесного вепря Сэхримнира, возрождающегося каждый день.

Если Финн и Один занимают центральное место в ирландской и скандинавской мифологии соответственно, то Гвину в британских мифах отведена менее заметная роль. Но я полагаю, что когда-то и с Гвином был связан большой мифологический цикл, сопоставимый с циклом Финна и с корпусом мифов об Одине.

Из-за того, что Гвин был владыкой Аннона, загробного или подземного мира бриттов, за многие века господства христианской веры его самого и его охоту демонизировали и оттеснили на обочину. Аннон стал отождествляться с преисподней, Гвин и его псари — с демонами, а Кон Аннон — с адскими псами.

Признаки этого процесса заметны в повести «Килох и Олвен». Если подойти к повествованию «под другим углом» и попытаться выявить подтексты, то станет видно, как мифологический нарратив Гвина подавляется и вытесняется артуровским. Однако на более глубоком уровне память об охоте Гвина и ее участниках сохраняется и подлежит восстановлению.

Духи Аннона

Исбаддаден говорит Килоху: «Турха Труйта не удастся загнать, пока не будет найден Гвин ап Нудд». Возможно, перед нами завуалированное указание на то, что первоначально именно Гвин возглавлял охоту, и та не может начаться без своего божественного предводителя.

Однако призвать на помощь Гвина невозможно, потому что «Бог вложил в него ярость демонов Аннона, чтобы те не погубили мир. Избавить его от этого не удастся». Эти слова Исбаддадена намекают на роль Гвина как владыки Аннона и стража, сдерживающего его духов.

Парадоксальная природа Гвина как белого и благословенного защитника, с одной стороны, и «темного» воплощения ярости духов Аннона — с другой, чересчур сложна для дуалистической логики христианства. Отсюда и попытка объяснить ситуацию вмешательством Бога. Эта нестерпимая двойственность — причина маргинализации Гвина и стремления вытеснить мифы о нем из обихода.

Что представляют собой эти духи Аннона? Единственная подсказка, которую мне удалось найти, — надпись из Шамальера (Франция) с призыванием Мапоноса Арвенантиса (Maponos Arvenatis) силой «подземных богов» (andedion). Мапонос, «Сын», — галло-бриттское имя Мабона, дохристианского бога юности и охоты, который тоже фигурирует в сюжете о невыполнимых заданиях. Мать Мабона, Модрон, — дочь Аваллаха, короля Аннона. Связь Мабона с Анноном очевидна.

Таким образом, не исключено, что Мабон и другие персонажи повести о Килохе и Олвен, заточенные в темницах или под землей, — это и есть духи Аннона и участники охоты Гвина. По-видимому, важно и то, что некоторые из них представлены пленниками Гвина, и задача Артура — освободить их. Вызволяя охотников, псов и лошадей из подземного заточения, Артур тем самым отнимает их у Гвина, а под конец узурпирует и роль предводителя охоты.

II. Участники охоты Гвина

Кто принимает участие в охоте Гвина? Ответ на этот вопрос можно отыскать в описаниях невыполнимых заданий из повести «Килох и Олвен». 

Друдвин и Грайд, сын Эри

Одна из невыполнимых задач Килоха заключается в том, чтобы изловить пса Друдвина, чье имя означает «Свирепый Белый». Он так свиреп и силен, что его не удержит ни один поводок, кроме того, которым владеет Корс Кант Эвин. Но и этот поводок не поможет без ошейника, которым владеет Канхастир Кан Ллау… а для того, чтобы удержать поводок и ошейник, понадобится цепь, принадлежащая Килиту Канхастиру!  

Друдвин обладает отчетливами признаками существа, связанного с Анноном. Вспоминается более позднее фольклорное описание «адского пса», который принимает облик мастифа с белым хвостом и белым пятном на носу; оскалив зубы в ухмылке, этот пес вызывает вокруг себя кольцо огня.

Сообщается, что Друдвин — «щенок» Грайда, сына Эри. Грайд выступает против Гвина с войском Гвитира (в эпизоде с Гвином, Гвитиром и Крейддилад); оказавшись среди побежденных, он попадает в плен к Гвину, а затем его спасает Артур. Похоже, эти события происходят в Анноне.

Этот эпизод предваряется фразой: «Лучше всего будет разыскать Друдвина, щенка Грайда, сына Эри», — а завершается словами: «Артур получил <…> поводок Корса Канта Эвина». Вызволив Грайда, Артур добыл и Друдвина, и поводок, которым его можно удержать. Таким образом, и Грайд, и Друдвин, и поводок для него, по-видимому, были найдены в Анноне.

Мабон, сын Модрон 

Но вести Друдвина на охоту предназначено не Грайду, а Мабону, сыну Модрон. Мабон — важный персонаж: это бог юности и еще один бог охоты. Как уже было сказано, он связан с духами Аннона и происходит от Аваллаха, короля Аннона, — отца Модрон. 

В повести «Килох и Олвен» разыскать Мабона невозможно: его похитили у Модрон, когда ему было всего три ночи от роду. Никто не знает, где он теперь, жив ли он или мертв. Воинам Артура приходится обратиться за советом к старейшим на свете животным: Дрозду из Килгори, Оленю из Рединвре, Сове из Кум-Калуид, Орлу из Гвернабуи и Лососю из Ллин-Ллиу.

Это очень древний мотив. Возможно, он восходит к доартуровскому варианту, в котором сама Модрон скиталась по земле, расспрашивая животных, где ей найти потерянного сына.

Лосось направляет людей Артура в Каэр-Лои (Глостер), где в «каменной обители» плачет и причитает пленный Мабон. «Никто еще не страдал в заточении так, как я, — жалуется он. — Ни Ллуд Ллау Эрайнт, ни Грайд, сын Эри».

Артур и его воины побеждают защитников Каэр-Лои, а Кай проламывает стену, сажает Мабона себе на спину и выносит его из темницы. Мабон возвращается «домой» и становится «свободным».

Итак, связь между Мабоном, Грайдом и Друдвином становится яснее. Все они — пленники Аннона; всех их вызволяют из мрачных темниц и очищают от качеств, свойственных обитателям Аннона, после чего они присоединяются к охоте Артура.

Гвин Мингдон

Одновременно с поводком Друдвина Артур добывает коня, на котором должен скакать Мабон, — Гвина Мингдона, «Белого с черной гривой». Изначально Гвин Мингдон не принадлежит Мабону: это конь Гведдо. В триадах конь Гведдо фигурирует под именем Мингрон («Взбугренная грива») и описывается как один из «трех коней острова Британия, переданных в дар».

Белая масть Гвина Мингдона и эпитет «проворный, как волна», указывают на то, что ему присущи качества Аннона; не исключено даже, что это водяной конь. Имя «Мингрон» тоже вызывает ассоциации с бугрящимися волнами. Благодаря водяной природе этого коня Мабону удается въехать верхом в реку Хаврен (Северн) и схватить бритву, спрятанную между ушей Турха.

Рими и ее щенята

Еще одна невыполнимая задача, с которой справляется Артур, — поймать «двух щенят суки Рими». Рими — интересный персонаж: это оборотень, способный принимать облик «волчицы». Еще более любопытны паралелли с ирландской мифологией: у Финна есть два любимых гончих пса, Бран и Скеолан. Это сын и дочь его тетки, которую превратили в собаку, когда она носила под сердцем двойню. Таким образом, они — его двоюродные братья.

Происхождение от Нудда, который в «Книге Талиесина» именуется «верховный вожак волков», позволяет предположить, что сам Гвин тоже териоморфен и способен принимать обличье пса. Быть может, между Гвином и Рими с ее щенятами имеются родственные связи.

Рими и щенки живут в подводной пещере в устье реки Абер-Кледдив. Само это местообитание — верная примета связи с Анноном

На подступах к Абер-Кледдив Артур встречает местного жителя по имени Трингад, который говорит, что Рими и ее щенки воруют у него скот. Артур отправляется морем на ладье Придвин, а часть воинов оставляет на суше. Сообща им удается окружить логово Рими и изловить щенят, после чего Бог возвращает им «изначальный вид».

Полагаю, что под «изначальным видом» подразумевается человеческий облик. Здесь налицо контраст с Турх Труйтом, которого Бог, наоборот, осудил на заточение в кабаньем обличье. Превращение в животное служит наказанием, а обретение человеческого облика символизирует искупление. Впрочем, в случае со щенками Рими эта магия оказывается недолговечной: на охоте они снова предстают в виде собак.

Кинедир Виллт и Киледир Виллт 

Щенят Рими можно удержать лишь на поводке из волос, взятых из бороды Диллуса Варвога. А единственный псарь, способный справиться с этим поводком, — Кинедир Виллт, о котором сказано: «В девять раз он превосходит дикостью самого дикого зверя в этих горах». Кинедир — один из тех, кого называют gwyllon: безумец, дикий человек или дух, тесно связанный с лесом Келиддон.

Келиддон — валлийское название Каледонского леса, издревле ассоциировавшегося с безумием и смертью. Прокопий Кесарийский, византийский историк VI века, утверждал, что в этому лесу, к северу от Адрианова вала, «человек не проживет и получаса, ибо в этих краях хозяйничают змеи и прочие всевозможные гады и дикие твари. Самое же удивительное, как говорят местные обитатели, вот что: если человек переберется через эту стену на другую сторону, то умрет на месте … туда же неизменно отправляются и души умерших».

В Черной книге из Кармартена Мирддин Виллт рассказывает, как бежал в Клиддон после битвы при Арвдеридде, чтобы исцелить от душевных ран, скитаясь среди диких тварей и гвиллонов. В «Житии святого Кентигерна» (XII век) Мирддин (под именем Лайлокен) делится своим горем, признает за собой вину и описывает видение небесного воинства, окруженного нестерпимым сиянием. Один из этих воинов — «демон» или «злой дух» — «вырвал меня из меня», как говорит Мирддин, и осудил на жизнь среди лесных тварей. 

Судя по всему, это воинство — Гвин и духи Аннона. С одной стороны, они заставили Мирддина стать лесным отшельником и превратили в гвиллона, с другой — помогли ему исцелиться и обрести дар поэта и пророка.

О Кинедире Виллте мы не знаем ничего, кроме того, что он славился невероятной «дикостью». Однако в эпизоде с Гвином, Гвитиром и Крейддилад фигурирует персонаж с похожим именем — Киледир Виллт. Вместе с Грайдом, сыном Эри, а также со своим отцом Нуитоном, с Горгостом Ледломом (дядей Нуитона) и с Дивнартом (сыном Горгоста) Киледир сражается на стороне Гвитира, против Гвина.

Захватив всех их в плен, Гвин убивает Нуитона и заставляет Киледира съесть его сердце, отчего тот сходит с ума. Основана ли эта жуткая сцена на каких-то древних родоплеменных обрядах и поверьях или же это поздняя вставка, добавленная ради демонизации Гвина? С уверенностью ответить на этот вопрос невозможно. 

Тем не менее, кажется важным, что три поколения вождей стратклайдских бриттов попадают в плен к Гвину, а Киледира при этом вынуждают съесть сердце собственного отца. Можем ли мы предположить, что сердце Нуитона считалось вместилищем жизненной силы его рода? Или же дело в том, что нарушение моральных запретов, принятых в человеческом обществе, служило своего рода инициацией для тех, кто присоединялся к охоте Гвина? Так или иначе, поедание отцовского сердца определенно делает Киледира безумцем (wyllt).

Гвиллоны — не люди, но и не животные (так, Мирддин может превращаться в птицу, а Кинедира сравнивают со зверями в горах), не живые существа, но и не мертвецы — занимают пограничное состояние, подобное тому, которое свойственно духам Аннона.

Позже Артур приходит «на север» и ловит Киледира. Наряду с Мабоном Киледир загоняет Турха в реку Северн и забирает ножницы, спрятанные у него промеж ушей.

III. Охота Гвина и невозможное

Побег Турха Труйта

Охота Артура на Турха Труйта начинается в Ирландии. После того, как Артур спускает собак, Турх вступает в битву с королем и его людьми и опустошает пятую часть страны. За девять дней и девять ночей Артуру удается убить лишь одного из поросят Турха.

Затем Турх Труйт и оставшиеся шестеро поросят пускаются вплавь через море, в Уэльс. Там они истребляют всех людей и зверей в Дау-Гледдиве и всю скотину в Кинвас-Курифагил. У реки Нидер Турх останавливается и дает бой преследователям. В первой схватке он убивает четверых отборных воинов Артура, во второй — сына Артура, Гвидре, и еще нескольких человек. На следующий день от его клыков погибает «много людей», в том числе главный плотник Артура, трое слуг его привратника и, ни много ни мало, король Франции.

У Глин-Истин люди Артура теряют след Турха. Тогда Артур призывает Гвина и спрашивает, известно ли тому что-либо о Турхе Труйте. Гвин отвечает отрицательно. Судя по всему, кабан бежал далеко в глушь или укрылся в Анноне, а Гвин попросту не желает открывать Артуру его местонахождение.

Это становится совершенно очевидно, когда мы понимаем, что, вопреки условию Исбаддадена собрать всех охотников до начала охоты, Гвин, присутствующий в перечне, так и не принял участия в погоне за Турхом. Нет упоминаний и о поимке его скакуна — знаменитого водяного коня по имени Ди-и-Мороэдд, «Черный (конь) морей».

Не добившись сведений от Гвина, люди Артура вынуждены удовольствоваться охотой на поросят. Из того отряда, который первым находит отпрысков Турха Труйта, погибают все, кроме одного. Когда прибывает Артур со своими людьми и псами, Турх Труйт возвращается, чтобы защитить своих поросят. Четверых из них все же убивают. Еще одного преследуют до Гарт-Григин и убивают там. И, наконец, последний поросенок находит свою смерть при Истрад-Иу, но прежде успевает убить короля Бретани и двоих дядей Артура.

Артур созывает воинов Девона и Корнуолла, чтобы загнать Турха Труйта в реку Северн. На берегу Северна охотники настигают Турха и сталкивают его в воду. Мабон и Киледир подъезжают к нему с двух сторон и хватают бритву и ножницы. Двое слуг Артура при этом тонут.

Турху Труйту вновь удается уйти, и на сей раз он бежит в Корнуолл. После долгой борьбы, по сравнению с которой все предыдущие приключения кажутся детскими играми, охотникам удается добыть гребень. Кабана выдворяют из Корнуолла и загоняют в море. Стоит отметить, что Артур и вся его королевская рать не могут (не способны? не смеют?) убить Турха Труйта.

Возможно, обряд заклания Турха могут совершить только Гвин с его псарями Аннона и легендарным водяным конем Ди. Только они владеют знаниями Нудда/Ноденса, «ловчего», которые необходимы для того, чтобы загнать и убить этого великого среброщетинного вепря-предка, а после вкусить его мяса на пиру в глубинах Аннона, из которых он, возродившись, снова выбежит на свет.

Невозможное и конец света

Несмотря на то, что Артуру не удается выполнить все невозможные задания, он все же добывает гребень, ножницы и бритву, хранившиеся у Турха между ушей. Бороду Исбаддадена распутывают, подстригают и сбривают (вместе с мясом и кожей, заодно срезав и уши). Затем великану отсекают голову, и Килох благополучно женится на Олвен.

Охота на Турха состоялась, и инструменты для бритья сыграли свою роль, но за это пришлось заплатить ужасную цену. Обезлюдели многие земли Уэльса и пятая часть Ирландии. Погибло бессчетное множество охотников, и среди них —  приближенные Артура, его близкие друзья и родные, включая сына.

Снова вспоминается предостережение Исбаддадена: «Турха Труйта не удастся загнать, пока не будет найден Гвин ап Нудд». Упоминание о том, что Гвин сторожит и сдерживает духов Аннона и не может быть избавлен от этой обязанности, потому что иначе погибнет весь мир, подчеркивает опасность, которую влечет за собой решение Артура перехватить у Гвина роль предводителя охоты и, с Божьей помощью, оставить ее за собой. Здесь возникает вопрос: удалось бы смягчить эту опасность, если бы Артур и Гвин договорились сотрудничать друг с другом?

Как мне думается, подобный договор невозможен. Парадоксальный миф Гвина не укладывается в рамки цивилизованного христианского общества и не совместим с Артуровой картиной мира. Двум предводителям не найдется места на одной охоте. И узурпация роли Гвина как защитника Британии, вполне вероятно, стала отправной точкой в процессе его маргинализации.

Главное, что следует знать об охоте Гвина, — это то, что она принадлежит ему и духам Аннона: «не-мира», бездны, царства невозможного, где стираются все границы между цивилизацией и дикой природой, между человеком и животным, между жизнью и смертью.

В попытке сделать невозможное возможным Артур некоторое время удерживает охоту Гвина в форме, приемлемой для христианской цивилизации, но в конце концов она, подобно Турху Труйту, ускользает обратно — в пучину небывалого и невероятного.

Еще одна моя догадка состоит в том, что охота Гвина связана не только с буквальным уничтожением мира, но и с гибелью тех миров, которые созидают люди. Она ассоциируется с растворением возможного и с явлением невозможного, а значит, с радикальными переменами на самом глубоком уровне.

Николас Р. Манн пишет: «Гвин — не только провожатый в Аннон: он мистическим образом связан с концом света… Можно рассматривать его как провожатого в мир грядущий, который возникнет на месте старого».

Эпилог

Тают века неверья —
и снова они проступают
на смутном краю Келиддона:

Друдвин рвется вперед,
белую пасть оскалив;
Грайд ап Эри дрожит —
рука не сдержит ошейник.

Светлый, лучистый Мабон:
в руке его — Друдвина повод,
за ним, в поводу, — Гвин Мигндон
выгибает белую шею,
потрясает черною гривой.

В чаще дремучей, темной
бархатными ушами
трясет красноухая Рими
над выводком белых щенят:
скоро им бегать с охотой.

Кинедир с Киледиром
на птичьих крыльях парят,
скачут с горы на гору
на козлиных копытах.

Стоя от всех поодаль
в белой лохматой шубе,
Черного Ди смиряет

Гвин тяжелою дланью.
Слушают он и Дормах
древнюю песню леса:
ныне — знаменью время.

Слышишь, зовет Охота?
«За руки нас возьмите,
резвых коней седлайте,
буйными псами правьте!
Небо раскрыло двери,
всё невозможное сталось».

Если поскачешь с ними,
помни древнюю мудрость,
что знали Килох и Олвен:
снова решится ныне,
жить иль погибнуть миру.

Lorna Smithers (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.