Автор: Уолтер Эванс-Венц (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Walter Evans-Wentz, The Fairy-Faith in Celtic Countries (1911)
До сих пор мы говорили только о приятных сторонах той жизни, которую вели сиды, — об их дворцах, развлечениях и музыке. Однако в характере их имелось и нечто общее с людьми, или нечто антропоморфное: сиды и воевали между собой, и испытывали трудности в любовной жизни, подобно современному человеку. Так что теперь мы обратимся к этой иной стороне их жизни, которая покажет нам, что сиды — народ воинственный; и не будем при этом забывать, что «дамы и господа» в окрестностях Бен-Балбина и по всей Ирландии, и народ Финвары, обитавший под холмом Нок-Ма, и подобный им незримый народ Калифорнии, судя по рассказам, то и дело воюют и совершают великие подвиги.
Незримые народы Ирландии всегда обладали четкой общественной организацией — настолько четкой, что Ирландию до сих пор можно разделить на области, подчиненные различным королям и королевам фейри[1]; и это, вне всякого сомнения, говорит о том, что древние ирландцы антропоморфически переносили в область духовных верований свой собственный общественный уклад и племенные черты характера. И об этом общественном устройстве и принципах территориального разделения нужно сказать несколько слов, прежде чем мы перейдем к раздорам среди сидов, повлекшим за собой междоусобицы. Например, в Мунстере королем был Бодб, а его зачарованный дворец звался сидом народа [равнины] Фемен[2], а о верховном короле Дагде и его чертоге Бойн близ Тары уже было сказано выше. Позднее появляются (особенно в народных преданиях) другие имена[3]: Ивил, или Ивин (Aoibhill или Aolbhinn — «Резвушка; Баловница»), из Крэг Лиат (Серой скалы), королева мунстерских фейри; и Финвара, король фейри Коннахта. Еще две ирландские королевы фейри зовутся Клиона (Cliodhna, или, в более ранней форме, Clidna) и Айне.
Теперь можно и обратиться к теме распрей и междоусобных войн среди Племен богини Дану, и нижеследующий рассказ об одной из таких войн особенно интересен тем, что главную роль в нем играет сам Дагда. Когда Энгуса, сына Дагды, сразил любовный недуг, король Дагда, правивший всеми сидами Ирландии, заключил союз с Айлилем и Медб, чтобы пойти войной на Этала Анбуала и увести его красавицу-дочь, в которую влюбился Энгус. Но когда войска союзников разрушили дворец Этала и принудили того сдаться, Этал заявил, что не властен над своей дочерью Каэр, ибо в первый день ноября она принимает обличье лебедя и остается в нем на весь год, а на другой год вновь превращается в деву. «Когда теперь наступит первый день ноября, — добавил Этал, — дочь моя будет в облике лебедя на озере Лох Бел Драккон. И будут с ней чудесные птицы: сто пятьдесят лебедей будут окружать мою дочь». И вот настал первый день ноября, и Энгус пришел к тому озеру и узнал Каэр среди других лебедей, а узнав ее, бросился в воду и тотчас сам обернулся лебедем. И в обличье лебедей Энгус и Каэр прилетели в сид короля Дагды, что на Бойне; и пели они так сладко, что всякий, кто их услышал, погружался в сон на три дня и три ночи.
Эта история прибавляет к природе сидов новые элементы (известные, впрочем, по современному фольклору): сиды способны менять обличья и точно так же, как и смертные, подвержены чарам; когда же они принимают облик лебедей, то обнаруживают некоторые поверхностные черты сходства с лебедиными девами из мифов и сказок, известных по всему миру, а лебединые песни их так же сладостны и волшебны, как и у этих дев[4].
В Реннской редакции «Старины мест» есть предание о войне среди «племен Эльфийских холмов» за «двух прекрасных дев, что жили в эльфийском холме»; когда сиды вступили в битву, «все они приняли облик оленей»[5]. Сыновья Мидира под началом Донна мак Мидира взбунтовались против Бодба Дерга, сына Дагды, и бежали в некий безымянный сид, откуда затем выходили на ежегодную битву с войсками Бодба Дерга; именно в этот сид, или волшебный дворец, дева-фейри в обличье лани заманила Финна и шестерых его спутников накануне очередной битвы, чтобы они помогли в сражении сыновьям Мидира. А в другом сказании Лаэгайре, сын короля Коннахта, и пятьдесят его воинов, бросаются в озеро и попадают в мир фейри, чтобы помочь одному из сидов вернуть жену, похищенную соперником[6].
[1] Вожди Племен богини Дану и подвластные им территории перечисляются в Silva Gadelica, II.225. [«Бодб Дерг с семью сыновьями; Энгус Ог, сын Дагды, с семью сыновьями; Финвара из Нок-Ма, что близ Туама, с семнадцатью сыновьями; Лир из сида Финнахай с двадцатью семью сыновьями и сыновьями тех сыновей; Тейге, сын Нуады, из прекрасного сида Алмайн; Донн Островной и Донн Озерный; двое по имени Глас из сида Глас в земле Оссори; Добран Темной Земли из Лиамайна, сида пологих склонов, что в королевстве Лейнстер; Аэд с острова Ратлин, что на севере; Ферай и Айлин, Лу и Файнле, — сыновья Эогабала из сида Эогабал, он же Нокани, на юге; Киан, и Кобан, и Конн, трое сыновей короля из Шотландии, что правит сидом вересковых равнин; Аэд Прекрасно-Пестрый из Эс Руад с семью сыновьями; дети Морриган, “великой королевы”, дочери Эрнмаса, и двадцать шесть ее воительниц; и два Луата с равнины Лиффи; Укрытая Плащом, и Белорукая, и Кора Яблони из сида Клетти на равнине Брег; Катал, и Кайтне, и Катарнах из сида Друмдерг в земле Кинел-коналл, что на севере; Дерг и Дрекан из сида Бен-Эдар на востоке; сам Бодб Дерг со всем великим двором: десять, десятью двадцать и десять сотен; и все они — вожди и владетели земель из Племен богини Дану…»]
[2] Ср. Le Cycle Myth. Irl., p. 285.
[3] Этими сведениями я обязан доктору Дугласу Хайду.
[4] Ср.: E.S. Hartland, Science of Fairy Tales, London, 1891, pp. x—xi.
[5] Перевод Стоукса, Rev. Celt., xvi.274—275.
[6] Silva Gadelica, ii. 222 ff.; ii. 290. По другой версии второго предания, упомянутой выше, Лаэгайре и пятьдесят его спутников попадают в мир фейри через волшебный дун.
Walter Evans-Wentz (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.